Система закупочной деятельности GRI 103–3

Политику в области закупок «Интер РАО» определяет Совет директоров. Основные принципы закупочной деятельности утверждены в Положении о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Интер РАО» Решение Совета директоров от 16.12.2020 (Протокол от 18.12.2020 № 284). . Координацию деятельности системы снабжения в подразделениях осуществляет коллегиальный орган – Центральный закупочный комитет (ЦЗК).

В Группе функционирует Специализированная закупочная организация (СЗО), уполномоченная на проведение закупок и/или организацию поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг – ООО «Интер РАО – Центр управления закупками». СЗО формирует единое информационное пространство системы снабжения, осуществляет планирование, учёт, проведение и контроль закупок. Для организации закупок применяются современные информационно-телекоммуникационные технологии, средства электронной коммерции и электронного документооборота.

В СЗО формируется Комитет по аккредитации. Он осуществляет аккредитацию поставщиков и подрядчиков с целью удостоверения их компетентности и соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, работ и услуг. Процедура аккредитации осуществляется на принципах добровольности и общедоступности.

Группа использует электронные торговые площадки, которые обеспечивают реализацию нормативных правовых актов Российской Федерации, Положения о закупках, а также корпоративных стандартов в области снабжения и соблюдение законодательства стран присутствия зарубежных дочерних обществ.

В «Интер РАО» с 2015 г. функционирует Совещательный орган по вопросам обеспечения эффективности закупок компаний Группы, в который входят представители региональных органов власти, общественных организаций и другие участники. Орган вырабатывает предложения, направленные на повышение эффективности закупочной деятельности, в том числе на расширение доступа субъектов МСП к закупкам компаний «Интер РАО».

Корпоративный интернет-магазин

На базе ЭТП Единая электронная торговая площадка (Росэлторг) и ЭТП ТЭК-Торг функционируют корпоративные интернет-магазины компаний «Интер РАО» (КИМ) по закупкам до 500 тыс. руб. Развитие сервиса корпоративных интернет-магазинов является перспективным направлением деятельности в части проведения упрощённых закупочных процедур.

Проведение закупок посредством КИМ обеспечивает достижение высокой прозрачности и эффективности закупочной деятельности, существенно сокращает трудозатраты на реализацию отдельных мероприятий в рамках проведения закупок в интересах компаний Группы.

День поставщика

«Интер РАО» ежегодно проводит «День поставщика», посвящённый повышению доступности закупок для организаций и предпринимателей, привлечению отечественных производителей к участию в программе производства высокотехнологичного оборудования, развитию сотрудничества в сфере промышленности и науки по вопросам применения инновационных решений, импортозамещению, ознакомлению с мерами поддержки МСП.

Прозрачность закупочной деятельности

Высокий уровень прозрачности закупочной деятельности Группы в 2020 г. в сегменте «Государственные корпоративные заказчики» подтверждён независимым негосударственным исследовательским аналитическим центром «Национальный рейтинг прозрачности закупок», специализирующимся в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок.

Требования к подрядчикам в области устойчивого развития GRI 102–2, GRI 408–1, GRI 409–1, GRI 412–3

Компании Группы основывают свои взаимоотношения с поставщиками на принципах эффективности, справедливости и законности, а поставщики должны соблюдать требования применимого законодательства во всех действиях и взаимоотношениях, связанных с выполнением обязательств перед компаниями Группы. В рамках своей деятельности компании Группы обязуются:

  • внедрять во всех регионах присутствия внутренние процедуры, контролирующие процессы оценки, выбора и взаимодействия с поставщиками в соответствии с принципами Политики в области устойчивого развития Политика в области устойчивого развития ПАО «Интер РАО» утверждена решением Совета директоров 29.01.2021 (протокол от 01.02.2021 № 286). ;
  • осуществлять справедливые и прозрачные процессы и предоставлять равные возможности при оценке и отборе поставщиков, основанных на единых критериях;
  • обеспечивать доступ для всех поставщиков к информации о принципах оценки и отбора поставщиков, а также к другой необходимой для сотрудничества информации;
  • избегать конфликта интересов при заключении соглашений с поставщиками;
  • признавать право поставщиков на конфиденциальность представленной ими информации.

Компании Группы ожидают от поставщиков приверженности Политики в области устойчивого развития и положениям Кодекса корпоративной этики, таким как:

  • соблюдение прав человека;
  • обеспечение равных условий найма и труда;
  • охрана окружающей среды, здоровья и охрана труда;
  • соблюдение законодательства о защите конкуренции;
  • обеспечение безопасности и защиты персональных данных.

Компании Группы вправе на основании заключённых договоров с поставщиками проводить проверки соблюдения поставщиками антикоррупционного законодательства и комплаенс-процедур.

Среди операционных сегментов Группы наибольшие риски, связанные с закупками у поставщиков и подрядчиков, нарушающих такие права человека, как использование детского и принудительного труда, присутствуют у компании ООО «ИНТЕР РАО – Экспорт», однако по состоянию на 31.12.2020 в странах, где существуют проблемы принудительного труда, не было заключено ни одного контракта. В целях минимизации рисков нарушения прав человека со стороны подрядных организаций и поставщиков каждый из них проходит специальную проверку службы безопасности «Интер РАО» до и после заключения договоров. Также в закупочной документации, подготавливаемой для выбора поставщиков и подрядчиков, прописывается ряд обязательных требований, исключающих возможность привлечения компаний, использующих детский и принудительный труд (требования в части необходимой квалификации и соответствующем образовании сотрудников компаний-подрядчиков, необходимом объеме персонала, требуемого для выполнения работ с соблюдением всех требований законодательства). GRI 408–1, GRI 409–1

В 2020 г. все существенные контракты Группы включали условия по соблюдению прав человека. Компании Группы проявляют нетерпимость в отношении любых форм дискриминации и в рамках своей деятельности обязуются не допускать использование детского и принудительного труда, признавать свободу объединений и свободу слова, а также уважение человеческого достоинства в соответствии с принципами, изложенными в следующих международных документах: GRI 412–3

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН;
  • Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда;
  • Добровольные принципы в отношении безопасности и прав человека;
  • Конвенция Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде»;
  • Конвенция Международной организации труда № 105 «Об упразднении принудительного труда»;
  • Конвенция Международной организации труда № 138 «О минимальном возрасте для приёма на работу»;
  • Декларация ООН о правах коренных народов.

Оценка системы закупок

Во исполнение директив Росимущества от 05.05.2016 ДП-11/17668 Советом директоров 29.06.2016 утверждён План мероприятий по реализации нормирования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд ПАО «Интер РАО». В соответствии с указанным документом ежегодно начиная с 2017 г., проводится мониторинг результатов осуществления Обществом закупочной деятельности, с последующим включением информации об итогах мониторинга в Годовой отчёт.

В 2020 г. закупки осуществлялись в соответствии с утверждёнными нормами и установленными лимитами. По результатам закупочной деятельности в 2020 г. выполнена их корректировка.

Стоимость проведенных закупок без учёта агентских комиссий и внутригрупповых закупок млрд руб.
Снижение затрат на годовую комплексную программу закупок в сравнении с плановыми затратами %
2018 2019 2020
ПАО «Интер РАО» 3,2 4,6 4,9
Генерирующие активы 4,6 5,0 5,7
Сбытовые активы 3,7 3,9 4,1
Прочие активы 5,5 4,2 5,5
Статистика закупочной деятельности в 2020 г. млн руб.
Проведено торгов, иных способов закупки (лотов) и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в т. ч.: 169 232
по итогам торгов, иных способов закупки (лотов), из них: 103 172
услуги 86 204
МТР 16 967
Заключено договоров 151 817
Информация по поставщикам в 2020 г. шт.
Общее количество поставщиков, подавших заявки на участие в закупочных процедурах Группы 16 376
Количество поставщиков, аккредитованных согласно Методике МТ-044–1 «Проведение аккредитации поставщиков, товаров, работ, услуг» на конец периода 71

Импортозамещение

Одним из ключевых ориентиров топливно-энергетического комплекса Российской Федерации является поэтапное замещение закупки иностранной продукции эквивалентной продукцией российских производителей. В 2017 г., согласно директивам Правительства РФ от 06.02.2017 № 830п-П13, утверждён Корпоративный план импортозамещения «Интер РАО» (КПИ) Решение Совета директоров от 15.09.2017 (Протокол от 18.09.2017 № 208). , являющийся составной частью Стратегии Компании. Ключевыми задачами определены:

  • повышение доли закупок продукции российского производства для удовлетворения потребностей «Интер РАО» в рамках операционной и инвестиционной деятельности;
  • развитие производства турбинного оборудования с характеристиками, соответствующими лучшим мировым аналогам.

Принципы КПИ:

  • исключение рисков снижения уровня безопасности продукции, а также объектов капитального строительства (в случае изменения цепочки поставщиков на стадии реализации инвестиционных проектов);
  • неухудшение основных параметров реализуемых инвестиционных проектов (сроки окупаемости, структура финансирования);
  • недопустимость роста издержек в результате изменения цепочки поставщиков отдельных видов продукции, необходимой для реализации инвестиционного проекта;
  • при выборе проектов рекомендуется использование риск-ориентированного подхода в части оценки рисков, возникающих при применении технических решений по проектам, предусматривающим использование иностранных решений.

Оценка реализации мероприятий КПИ осуществляется на основании интегрального показателя Расчёт интегрального показателя осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке КПИ, утверждёнными распоряжением Минэкономразвития России от 11.08.2016 № 219Р-АУ. , характеризующего долю иностранной продукции в закупках.

В 2020 г. по результатам проведённых закупок фактическое значение интегрального показателя не превысило планового значения, что свидетельствует о снижении зависимости Группы от продукции зарубежного производства.

В целях развития сотрудничества в сфере промышленности и науки по вопросам импортозамещения оборудования и технологий в энергетической отрасли России реализуются соглашения, подписанные ПАО «Интер РАО» с правительствами Томской, Ярославской и Свердловской областей.

В 2019–2020 гг. запущен проект функциональных сервисов«Экосреда» на специальной секции электронной площадки «Интер РАО». «Экосреда» позволила упростить доступ субъектов предпринимательской деятельности к закупкам компаний Группы в период ограничений из-за сложившейся эпидемиологической ситуации в 2020 г. Наиболее популярными сервисами стали «Предварительный подбор закупки из ГКПЗ компаний Группы» и «Предварительный подбор требований к предмету закупки».

В 2020 г. проект функциональных сервисов «Экосреда» был дополнен новыми онлайн-возможностями для потенциальных поставщиков. Созданы сервисы «Единое презентационное окно технологий» и «Предоставление ТКП».

Производство энергетического оборудования в России

«Интер РАО» участвует в совместном предприятии Группы и General Electric по производству газотурбинных установок на территории Российской Федерации – ООО «Русские Газовые Турбины». Совместное предприятие реализует программу повышения степени локализации производства газотурбинных установок с характеристиками, соответствующими лучшим мировым аналогам.

Плановое значение, % Фактическое значение, %
2018 2019 2020 2018 2019 2020
Интегральный показатель, характеризующий долю иностранной продукции в закупках 21,38 13,80 15,04 15,77 11,77 13,05

Сотрудничество с малым и средним бизнесом

В 2020 г. ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» осуществляло работу, направленную на достижение целевых индикаторов реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р.

Объём закупок у субъектов МСП в 2020 г. существенно превышает квоты, утверждённые Правительством России.

«Интер РАО» заключила соглашения с администрациями Алтайского, Приморского, Хабаровского краёв, Калининградской, Томской, Ярославской и Свердловской областей, направленные на реализацию мероприятий по оказанию мер поддержки субъектам МСП, в том числе на целевую акселерацию производителей отечественной продукции, стимулирование инновационной и импортозамещающей активности, развитие конкурентоспособных производственных субъектов МСП.

В 2020 г. в рамках реализации соглашений о сотрудничестве производился обмен информацией о продукции, приоритетной для импортозамещения в компаниях «Интер РАО». Привлечено около 700 поставщиков, проанализирована из производственная деятельность. Направлены приглашения к участию в закупочных процедурах, уведомления о закупках, осуществлена подписка поставщиков на участие в закупках.

Доля закупок у МСП от совокупного годового стоимостного объёма договоров в 2020 г. %

Представители Группы «Интер РАО» приняли участие в 33 семинарах, организуемых АО «Корпорация МСП» и региональными органами власти по вопросам участия субъектов МСП в закупках крупных заказчиков. С учётом ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 г., «Интер РАО» ведёт работу, направленную на расширение доступа субъектов МСП к закупкам с использованием дистанционных технологий.